Мещерские (шацкие) Евсюковы. К вопросу о датировке жалованной грамоты.1

 

Перед нами статья из энциклопедического словаря Брокгауза и Евфрона: «Евсюковы – русские дворянские роды. Федор Третьяков сын Евсюков убит при взятии Казани (1552). Ломовский сын боярский Василий Прокофьевич Евсюков пожалован поместьями в 1595 г. Его потомки внесены в VI и III части родословной книги губерний Пензенской и Тамбовской. Другой род Евсюковых восходит к началу XVIII века». Что скрывается за этой казалось бы сухой информацией? Те, кто знакомы с историей этих мест, сразу заподозрят подвох. Ведь в 1595 году никакого Ломова еще не существовало... Города Верхний Ломов и Нижний Ломов будут основаны приблизительно на 40 лет позднее... Откуда же здесь появился Василий Прокофьевич?

Изучение архивных источников Российского государственного архива древних актов показало, что на рубеже XVI и XVII веков в этих краях действительно проживали Евсюковы. Так, Селиверст Угримов сын Евсюков упомянут в десятне мещерских детей боярских 1615 года в городовых с окладом 200 чети.2 По писцовой книге Шацкого уезда 1616/17 года ему с племянниками принадлежала треть деревни Матчино в Замокошенском стане.3 В более ранней десятне по Мещере 1590 года Евсюковы не числятся. Самое раннее упоминание мещерских Евсюковых, найденное автором, относится к 1591/92 году, когда сын боярский Булгак Угримович присутствовал послухом при выборе третейских судей татарскими мурзами.4

А Василий Прокофьевич Евсюков действительно существовал, но жил в этой местности гораздо позднее. Он был внуком Селиверста и встречается в целом ряде документов второй половины XVII века.

В писцовой книге Шацкого уезда 1658-61 годов писца И.Ладыженского его еще нет. В то время в деревне Матчино на речке на Матче было поместье его отца Прокофия Селиверстовича и прочих их родственников.5 Первое упоминание о Василие Прокофьевиче находим в описной и мерной книге 8 октября 1662 года, согласно которой он «поместным окладом не верстан и поместья за ним нет». Бил челом «с товарищи» (всего 15 человек) о пожаловании диким полем в Мещерском уезде к Керенскому рубежу от Липяги и Лянбора вниз по реке Чюушу по правую сторону пашни по 100 чети человеку6. Эту землю он вскоре получил в поместье, о чем свидетельствует следующая запись в пошлинной книге Печатного приказа 1663 года: «Июля в 21 день запечатаны Великого Государя пошлинные грамоты. В Кадом к воеводе к Кирилу Арсеньеву по челобитью дьяка Грирорья Кузьмина сына Богданова да мещерян ... Якова да Романа Гавриловых детей, да Спиридона да Василья Прокофьевых детей Евсюковых ... велено в Мещерском уезде к Керенскому рубежу в пустоши дикому поле на тысячу на семьсот четвертей отказать им в поместье...» .7

Согласно писцовой книге писца Марка Бурцова второй половины 70-х годов XVII века (7183-86 гг.) Василий Прокофьевич владел поместьем в Верхоломовском уезде в деревне Веденяпина на речке Келданке8: в нем двор помещиков, два места дворовых, в них крестьян 9 человек, пашни паханой доброй земли и перелогу 50 чети, сенных покосов 250 копен. По писцовой книге Верхоломовского уезда 19 января 1681 года письма и меры Семена Секиотова да подьячего Ивана Воробьева ему же отведено в поместье по грамоте из приказа Большого дворца за приписью дьяка П.Ф. Никифорова из отписной земли 40 чети с осьминою, а также в додачу из примерной земли 19 чети с осьминою в той же деревне Веденяпина. Итого 110 чети.9

В 80-е годы XVII века Василий Прокофьевич служил городовую службу в детях боярских по Верхнему Ломову.10 В 1700 году за ним по прежнему поместье в селе Веденяпино Верхоломовского уезда, двор задворного человека. 11

Так откуда же в словаре взялся 1595 год?..

Поскольку потомки Василия Прокофьевича подавали документы на сопричисление к дворянскому достоинству, обратимся к фондам Российского государственного исторического архива. Здесь хранится и дело о дворянстве рода Евсюковых Пензенской губернии12, в котором находим ряд выписей и копий из дел XVII века со сведениями о Василии Прокофьевиче. Эти выписи, которые содержатся в прошении его правнуков капитана Егора Ларионовича и секунд-майора Осипа Ларионовича Евсюковых, поданном в Пензенское ДДС 25.01.1794, не только повторяют уже известную нам информацию (в частности из писцовой книги Марка Бурцова), но и добавляют новые данные. Так, отсюда мы узнаем, что по отказной книге 20 июня 1682 года Василий Прокофьевич к своему прежнему поместью (110 чети) получил еще 40 чети из порозжей дикой земли по конец монастырского поля подле Ногайской дороги.13 В РГАДА такую отказную книгу пока обнаружить не удалось.

Но самое главное, и что является ключевым в нашем расследовании, приводятся ссылки на некую жалованную грамоту то ли 7103-го, то ли 7105-го14 года, которая на тот момент хранилась в Верхоломовском уездном суде. Здесь же находим ее «точную копию», выданную 27 февраля 1787 года упомянутым Верхоломовским уездным судом капитану Егору Ларионову сыну Евсюкову.15

«От Царя и Великаго князя Алексея Михайловича Всея Великия и Малыя России Самодержца в Верхней город Ломов Борису Савичу Лопатину, по нашему Великого Государя указу поверстан по Верхнему городу Ломову не верстанной сын боярской Василий Пракофьев сын Евсюков и нашего Великаго Государя жалованья учинен ему оклад поместной двести четвертей денег с городом 7 рублей, и как к тебе ся наша Великаго Государя грамота придет и тебе Василья Евсюкова в Ломовскую десятню и в служилой список велел написать в нашем Великаго Государя жалованье в поместном и денежном окладе по сему нашему Государя указу, а на пашню земли велел ему отвести в Верхоломовском уезде из порозжих земель от засечных крепостей не в ближних местах по нашему Великаго Государя указу и соборному уложению против иных таких детей боярских и велел ему на службу служить с ломовцы с детьми боярскими вместе, писан на Москве лета 7103 году апреля в 30 день, на подлинной грамоте на обороте подписано: справил Левка Меншов, печать черная сургуча приложена».

В том же деле при ссылке на грамоту на листе 58 находим двойное обозначение года с переводом в летоисчисление от рождества Христова («7103/1595»). Кроме того, на листе 19 имеются более поздние карандашные пометки, сделанные дореволюционным почерком, в виде расчетов в столбик: «7103-5508=1595» и «7207-5508=1699». Вполне вероятно, что эти пометки имеют отношение ко времени подготовки энциклопедического словаря и принадлежат руке одного из его составителей. Таким образом, ошибка могла вкрасться в словарь именно из этого дела. Кстати, при перечислении представленных Егором Ларионовичем документов на листах 53 и 58 рассматриваемого дела о дворянстве после выписи из грамоты Василию Прокофьевичу 7105 (7103) года сразу приводится выпись из отказной (ему же) книги 7190 года, что между прочим разделено 85-ти летним промежутком времени. Получается, что при сборе материалов для этого дела не было уделено достаточного внимания проверке собранных данных хотя бы на непротиворечивость.

Но когда же в таком случае Василию Прокофьевичу была выдана упомянутая жалованная грамота?..

Один из очевидных фактов, которые могут сузить интервал исследования, – период правления Алексея Михайловича Романова (с 14.07.1645 по 29.01.1676). Безусловно, уточнить дату поможет и информация о годах, когда в Верхнем Ломове воеводой был Б.С.Лопатин, но такие данные пока найти не удалось.

Вернемся к фондам РГАДА. Что интересно, 6 октября 1750 года в Контору Герольдмейстерских дел обращался внук Василия Прокофьевича Борис Иванович Евсюков с прошением «отдать детей (Лариона, Тимофея и Федота – прим. автора) своих на свое пропитание в военную службу». В своих доказательствах дворянского происхождения (в 1-ю ревизию был записан вместе с однодворцами) он упоминает некую грамоту, данную деду его в 7205 году, «которой за забытием из дому своего не взял»16. 5 ноября 1750 года из Герольдии направлен запрос в Собрание Правительствующего сената со словами «не видя той грамоты точного о нем решенья учинить не можно». Отражение хода делопроизводства Сената по данному запросу удалось обнаружить в списках недорослей за 1752 год, осевших в фонде Сената17. Борису Ивановичу предписано было предъявить эту грамоту, однако «Борис объявленную грамоту в доме своем не отыскал, а отыскал де в Верхоломовской воеводской канцелярии в архиве, которая и ныне там имеется», также было велено «с коей грамоты списать точную копию»18. Отсюда же узнаем, что Борис Иванович включен в ведомость 2-й ревизии среди выключенных из подушного оклада «а против имян их отмечено по от него Евсюковом данной деду ево Василью Прокофьеву сыну Евсюкову в 7205 году августа 31 дня грамоте ис подушного окладу выключен». В итоге решение по запросу Бориса Ивановича вынесено положительное: детей его велено определить в солдаты, а самого Бориса к городовым делам, о чем 4 марта 1752 года доложено в Собрание Правительствующего Сената.19

Казалось бы, все ясно, и ошибка объясняется в подмене 7205 на 7105 при переписке грамоты. То есть грамота 1697 года? Но тогда это не стыкуется с годами правления Алексея Михайловича... Кроме того, как мы знаем, Василий Прокофьевич к тому времени уже состоял в Верхоломовской десятне, а землей владел не менее тридцати лет. Наконец, как видно из дела Сената, грамоты, на которую Борис Иванович ссылается, похоже так никто и не видел, кроме того, он мог просто ошибаться, называя год грамоты по памяти.

Разгадка обнаруживается все в том же фонде Печатного приказа. 2 мая 1667 года была запечатана грамота «в Верхней город Ломов к Борису Лопатину велено сына боярского Василья Прокофьева сына Евсюкова помесном и денежном жалованьем поверстать поместья двесте чети, денег семь рублев, пошлин с челобитья полполтины, припись дьяка Офонасья ...»20. Из содержания приведенной записи очевидно, что в деле Печатного приказа говорится именно о той грамоте, копия с которой была дана Егору Ларионовичу в 1787 году. Таким образом, выдана она была 30 апреля, а «запечатана» 2 мая 1667 года.

Но как же возникла эта путаница с годом?... Дело в том, что апрель 1667 года по летоисчислению от сотворения мира соответствует 7175 году. 175 записывали кириллицей как «РОЕ». Может быть переписчик при переводе числа 7 в десятках («О») просто подменил его цифрой ноль?...

Итак, возможные причины появления ошибки в словаре Брокгауза и Евфрона найдены, истинный год жалованной грамоты Василию Прокофьевичу Евсюкову установлен. Некоторые даже возможно представили себе канцеляриста, переписывающего грамоту в архиве уездного суда, или составителя словаря, делающего пометку карандашом в московском архиве... Ну а Федор Третьяков сын, погибший при взятии Казани, который упомянут в той же статье словаря, из новгородских детей боярских Евсюковых, владевших в XVI веке землей в Шелонской пятине. Но это уже совсем другая история...

Евсюков Д.Е., Москва, декабрь 2011 г.

Иллюстрации:
Родословная схема Евсюковых Шацкого (Мещерского) уезда



[1] Опубликовано: Генеалогический вестник. Выпуск 43. - Санкт-Петербург, 2012.
[2] РГАДА. Ф. 210. Дела десятен. Д. 59. Л. 30 об. (опубликовано: ЧОИДР. - 1911. - Кн. 1)
[3] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 530. Лл. 978 - 980.
[4] ВОИДР. - К. 13. - М., 1852. - С. 24.
[5] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 533. Лл. 747 - 749 об.
[6] РГАДА. Ф.1209. Оп. 235. Д. 12094. Лл. 1092 - 1101 об.
[7] РГАДА. Ф. 233. Оп. 1. Д. 118. Лл. 108 - 108 об.
[8] В настоящее время село Веденяпино, Беднодемьяновский район Пензенской области, находится на реке Кел(ь)де.
[9] Эти две писцовые книги, вероятно, не сохранилась. Выписи из них находим в Делах старых лет Поместного приказа по Шацку 1735 года (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 15 (1004). Д. 12154. Лл. 3, 4, 4 об.), согласно которым его внук Борис Иванович продал в 1733 году из этой земли в селе Веденяпино 20 четвертей, а также частично в верхоломовских отказных книгах за 1742 год (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 2 (236). Д. 12117. Л. 124 об), согласно которым его сын Иван Васильевич продал в 1739 году еще 40 четвертей.
[10] РИБ. - Т. 17. - СПб., 1898. - Ст. 428.
[11] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 4. Д. 6188. Л. 678.
[12] РГИА. Ф. 1343. Оп. 21. Д. 161.
[13] Там же. Лл. 23 об. - 24.
[14] На листах 22 об. и 58 она обозначена как грамота «7103» года, на листах 21 и 53 как «7105», а на листе 34 и вовсе как «7109» года.
[15] РГИА. Ф. 1343. Оп. 21. Д. 161. Лл. 22 - 22 об.
[16] РГАДА. Ф. 286. Оп. 1. Д. 369. Л. 143 - 143 об.
[17] РГАДА. Ф. 248. Оп. 126. Д. 2666.
[18] Там же. Лл. 62 об.
[19] Там же. Лл. 63 - 63 об.
[20] РГАДА. Ф. 233. Оп. 1. Д. 141. Л. 121.

 

На главную

  



Copyright © Евсюков Д., 2006-2017